Блоги
Блог воспитателя детского садаОвладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школьному обучению
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.). Доказано, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, способствуют интенсивному расширению кругозора, что помогает маленькому ребенку более полно и точно воспринимать окружающую действительность. Овладение математическими представлениями способствуют развитию восприятия и постепенно формируют у детей понятийное, словесно-логическое мышление. Математический материал считается одним из самых важных средств интеллектуального развития детей.
Усвоение количественных представлений и счетных операций способствует развитию процессов сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы составляют основу всей мыслительной деятельности.
Обучая детей умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать соответствие между элементами множеств, мы готовим мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой ребенку нужно отойти в своем решении от зрительного восприятия внешних качеств предметов и прийти к выделению общего основания - количества. Используемые практические приемы сравнения по качественному и количественному признаку (наложение, приложение, составление пар) формируют у детей не только математические, но и общеинтеллектуальные умения, развивают ориентировочную деятельность (целенаправленные пробы, примеривание, зрительное соотнесение), что очень важно для развития наглядных форм мышления.
Овладение детьми математическими знаниями предполагает обучение их анализу и синтезу. Без взаимодействия этих процессов невозможно, например, определить точное количество предметов или решить арифметическую задачу. Ребенок учится видеть целое в единстве отдельных элементов. Например, предлагается посчитать множество предметов, состоящее из пяти элементов. Ребенок сначала выделяет каждый элемент отдельно и соотносит его с числительным, в итоге счета он делает обобщающее движение вокруг всех предметов и называет общее число элементов множества.
Использование математических символов плюс (+), минус (-), равно (=), больше (>), меньше (<) и др., обозначающих отношения между множествами, также освобождает мысль ребенка от конкретности и вещественности, слова прибавить и отнять постепенно становятся обозначением арифметических, а не жизненно практических действий. Эти слова становятся показателями высокого уровня обобщения практических действий.
Важным для интеллектуального роста дошкольников является также то, что развитие разных форм мышления в данном случае происходит в тесном взаимодействии. Формирование начальных математических представлений происходит в процессе действий ребенка с реальными предметами. Воспринимаемые количества и их отношения закрепляются в слове-названии, что создает основу для возникновения представлений. В дальнейшем при оперировании числами, решении арифметических задач ребенок начинает отрываться от наглядно представленных множеств и оперировать представлениями в уме, - это и служит средством увязывания действенной, образной и логической форм мышления.
Следующим условием развития мышления дошкольников является обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий с реальными предметами и от выражения этих действий в активной речи детей к действиям в уме. Поэтапное формирование математических понятий обеспечивает накопление знаний и способствует развитию речи, мышления, т.е. умственному развитию в целом.
Детей необходимо приучить наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужно считать, измерять, в каких случаях этим пользоваться. Это развивает интерес детей к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению, что является важным условием обучения математике в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Умения ребенка считать предметы, выполнять операции сложения и вычитания, решать арифметические задачи являются хотя не единственными, но существенными показателями готовности ребенка к школьному обучению (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Кроме того, что в процессе усвоения математических знаний у ребенка расширяется круг представлений об окружающем, идет развитие основных познавательных процессов - восприятия, мышления и речи, на занятиях по математике воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Операции счета и измерения должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Ребята постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам (разложил предметы двух групп неточно друг под другом и не видно, поровну ли их; измерил неаккуратно - получил неправильный результат).
Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда, - усваивают способы размещения пособий во время занятий и после них; приучаются не отвлекаться, не играть с пособиями до и во время занятий, а внимательно слушать указания педагога; приобретают навыки и умения следить за ответами товарищей, дополняя и исправляя их; приучаются самостоятельно выполнять задания, предварительно планируя свою работу.
Таким образом, ребенок учится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.
Подготовка к обучению в школе представляет собой длительный процесс физиолого-психологического и социального приспособления старшего дошкольника к условиям обучения, связанный со значительным напряжением всех структур личности, систем организма и предполагающий наличие у ребенка предпосылок готовности к обучению. Основным фактором адаптации к школьному обучению выступает сформированная готовность к обучению, включающая интеллектуальный, складывающейся из познавательного и речевого развития, произвольный и личностный или мотивационный компоненты.
Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Блог воспитателя детского садаОвладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школьному обучению
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.). Доказано, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, способствуют интенсивному расширению кругозора, что помогает маленькому ребенку более полно и точно воспринимать окружающую действительность. Овладение математическими представлениями способствуют развитию восприятия и постепенно формируют у детей понятийное, словесно-логическое мышление. Математический материал считается одним из самых важных средств интеллектуального развития детей.
Усвоение количественных представлений и счетных операций способствует развитию процессов сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы составляют основу всей мыслительной деятельности.
Обучая детей умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать соответствие между элементами множеств, мы готовим мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой ребенку нужно отойти в своем решении от зрительного восприятия внешних качеств предметов и прийти к выделению общего основания - количества. Используемые практические приемы сравнения по качественному и количественному признаку (наложение, приложение, составление пар) формируют у детей не только математические, но и общеинтеллектуальные умения, развивают ориентировочную деятельность (целенаправленные пробы, примеривание, зрительное соотнесение), что очень важно для развития наглядных форм мышления.
Овладение детьми математическими знаниями предполагает обучение их анализу и синтезу. Без взаимодействия этих процессов невозможно, например, определить точное количество предметов или решить арифметическую задачу. Ребенок учится видеть целое в единстве отдельных элементов. Например, предлагается посчитать множество предметов, состоящее из пяти элементов. Ребенок сначала выделяет каждый элемент отдельно и соотносит его с числительным, в итоге счета он делает обобщающее движение вокруг всех предметов и называет общее число элементов множества.
Использование математических символов плюс (+), минус (-), равно (=), больше (>), меньше (<) и др., обозначающих отношения между множествами, также освобождает мысль ребенка от конкретности и вещественности, слова прибавить и отнять постепенно становятся обозначением арифметических, а не жизненно практических действий. Эти слова становятся показателями высокого уровня обобщения практических действий.
Важным для интеллектуального роста дошкольников является также то, что развитие разных форм мышления в данном случае происходит в тесном взаимодействии. Формирование начальных математических представлений происходит в процессе действий ребенка с реальными предметами. Воспринимаемые количества и их отношения закрепляются в слове-названии, что создает основу для возникновения представлений. В дальнейшем при оперировании числами, решении арифметических задач ребенок начинает отрываться от наглядно представленных множеств и оперировать представлениями в уме, - это и служит средством увязывания действенной, образной и логической форм мышления.
Следующим условием развития мышления дошкольников является обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий с реальными предметами и от выражения этих действий в активной речи детей к действиям в уме. Поэтапное формирование математических понятий обеспечивает накопление знаний и способствует развитию речи, мышления, т.е. умственному развитию в целом.
Детей необходимо приучить наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужно считать, измерять, в каких случаях этим пользоваться. Это развивает интерес детей к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению, что является важным условием обучения математике в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Умения ребенка считать предметы, выполнять операции сложения и вычитания, решать арифметические задачи являются хотя не единственными, но существенными показателями готовности ребенка к школьному обучению (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Кроме того, что в процессе усвоения математических знаний у ребенка расширяется круг представлений об окружающем, идет развитие основных познавательных процессов - восприятия, мышления и речи, на занятиях по математике воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Операции счета и измерения должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Ребята постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам (разложил предметы двух групп неточно друг под другом и не видно, поровну ли их; измерил неаккуратно - получил неправильный результат).
Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда, - усваивают способы размещения пособий во время занятий и после них; приучаются не отвлекаться, не играть с пособиями до и во время занятий, а внимательно слушать указания педагога; приобретают навыки и умения следить за ответами товарищей, дополняя и исправляя их; приучаются самостоятельно выполнять задания, предварительно планируя свою работу.
Таким образом, ребенок учится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.
Подготовка к обучению в школе представляет собой длительный процесс физиолого-психологического и социального приспособления старшего дошкольника к условиям обучения, связанный со значительным напряжением всех структур личности, систем организма и предполагающий наличие у ребенка предпосылок готовности к обучению. Основным фактором адаптации к школьному обучению выступает сформированная готовность к обучению, включающая интеллектуальный, складывающейся из познавательного и речевого развития, произвольный и личностный или мотивационный компоненты.
Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Блог воспитателя детского садаОвладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школьному обучению
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.). Доказано, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, способствуют интенсивному расширению кругозора, что помогает маленькому ребенку более полно и точно воспринимать окружающую действительность. Овладение математическими представлениями способствуют развитию восприятия и постепенно формируют у детей понятийное, словесно-логическое мышление. Математический материал считается одним из самых важных средств интеллектуального развития детей.
Усвоение количественных представлений и счетных операций способствует развитию процессов сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы составляют основу всей мыслительной деятельности.
Обучая детей умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать соответствие между элементами множеств, мы готовим мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой ребенку нужно отойти в своем решении от зрительного восприятия внешних качеств предметов и прийти к выделению общего основания - количества. Используемые практические приемы сравнения по качественному и количественному признаку (наложение, приложение, составление пар) формируют у детей не только математические, но и общеинтеллектуальные умения, развивают ориентировочную деятельность (целенаправленные пробы, примеривание, зрительное соотнесение), что очень важно для развития наглядных форм мышления.
Овладение детьми математическими знаниями предполагает обучение их анализу и синтезу. Без взаимодействия этих процессов невозможно, например, определить точное количество предметов или решить арифметическую задачу. Ребенок учится видеть целое в единстве отдельных элементов. Например, предлагается посчитать множество предметов, состоящее из пяти элементов. Ребенок сначала выделяет каждый элемент отдельно и соотносит его с числительным, в итоге счета он делает обобщающее движение вокруг всех предметов и называет общее число элементов множества.
Использование математических символов плюс (+), минус (-), равно (=), больше (>), меньше (<) и др., обозначающих отношения между множествами, также освобождает мысль ребенка от конкретности и вещественности, слова прибавить и отнять постепенно становятся обозначением арифметических, а не жизненно практических действий. Эти слова становятся показателями высокого уровня обобщения практических действий.
Важным для интеллектуального роста дошкольников является также то, что развитие разных форм мышления в данном случае происходит в тесном взаимодействии. Формирование начальных математических представлений происходит в процессе действий ребенка с реальными предметами. Воспринимаемые количества и их отношения закрепляются в слове-названии, что создает основу для возникновения представлений. В дальнейшем при оперировании числами, решении арифметических задач ребенок начинает отрываться от наглядно представленных множеств и оперировать представлениями в уме, - это и служит средством увязывания действенной, образной и логической форм мышления.
Следующим условием развития мышления дошкольников является обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий с реальными предметами и от выражения этих действий в активной речи детей к действиям в уме. Поэтапное формирование математических понятий обеспечивает накопление знаний и способствует развитию речи, мышления, т.е. умственному развитию в целом.
Детей необходимо приучить наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужно считать, измерять, в каких случаях этим пользоваться. Это развивает интерес детей к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению, что является важным условием обучения математике в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Умения ребенка считать предметы, выполнять операции сложения и вычитания, решать арифметические задачи являются хотя не единственными, но существенными показателями готовности ребенка к школьному обучению (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Кроме того, что в процессе усвоения математических знаний у ребенка расширяется круг представлений об окружающем, идет развитие основных познавательных процессов - восприятия, мышления и речи, на занятиях по математике воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Операции счета и измерения должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Ребята постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам (разложил предметы двух групп неточно друг под другом и не видно, поровну ли их; измерил неаккуратно - получил неправильный результат).
Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда, - усваивают способы размещения пособий во время занятий и после них; приучаются не отвлекаться, не играть с пособиями до и во время занятий, а внимательно слушать указания педагога; приобретают навыки и умения следить за ответами товарищей, дополняя и исправляя их; приучаются самостоятельно выполнять задания, предварительно планируя свою работу.
Таким образом, ребенок учится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.
Подготовка к обучению в школе представляет собой длительный процесс физиолого-психологического и социального приспособления старшего дошкольника к условиям обучения, связанный со значительным напряжением всех структур личности, систем организма и предполагающий наличие у ребенка предпосылок готовности к обучению. Основным фактором адаптации к школьному обучению выступает сформированная готовность к обучению, включающая интеллектуальный, складывающейся из познавательного и речевого развития, произвольный и личностный или мотивационный компоненты.
Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Блог воспитателя детского садаОвладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школьному обучению
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.). Доказано, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, способствуют интенсивному расширению кругозора, что помогает маленькому ребенку более полно и точно воспринимать окружающую действительность. Овладение математическими представлениями способствуют развитию восприятия и постепенно формируют у детей понятийное, словесно-логическое мышление. Математический материал считается одним из самых важных средств интеллектуального развития детей.
Усвоение количественных представлений и счетных операций способствует развитию процессов сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы составляют основу всей мыслительной деятельности.
Обучая детей умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать соответствие между элементами множеств, мы готовим мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой ребенку нужно отойти в своем решении от зрительного восприятия внешних качеств предметов и прийти к выделению общего основания - количества. Используемые практические приемы сравнения по качественному и количественному признаку (наложение, приложение, составление пар) формируют у детей не только математические, но и общеинтеллектуальные умения, развивают ориентировочную деятельность (целенаправленные пробы, примеривание, зрительное соотнесение), что очень важно для развития наглядных форм мышления.
Овладение детьми математическими знаниями предполагает обучение их анализу и синтезу. Без взаимодействия этих процессов невозможно, например, определить точное количество предметов или решить арифметическую задачу. Ребенок учится видеть целое в единстве отдельных элементов. Например, предлагается посчитать множество предметов, состоящее из пяти элементов. Ребенок сначала выделяет каждый элемент отдельно и соотносит его с числительным, в итоге счета он делает обобщающее движение вокруг всех предметов и называет общее число элементов множества.
Использование математических символов плюс (+), минус (-), равно (=), больше (>), меньше (<) и др., обозначающих отношения между множествами, также освобождает мысль ребенка от конкретности и вещественности, слова прибавить и отнять постепенно становятся обозначением арифметических, а не жизненно практических действий. Эти слова становятся показателями высокого уровня обобщения практических действий.
Важным для интеллектуального роста дошкольников является также то, что развитие разных форм мышления в данном случае происходит в тесном взаимодействии. Формирование начальных математических представлений происходит в процессе действий ребенка с реальными предметами. Воспринимаемые количества и их отношения закрепляются в слове-названии, что создает основу для возникновения представлений. В дальнейшем при оперировании числами, решении арифметических задач ребенок начинает отрываться от наглядно представленных множеств и оперировать представлениями в уме, - это и служит средством увязывания действенной, образной и логической форм мышления.
Следующим условием развития мышления дошкольников является обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий с реальными предметами и от выражения этих действий в активной речи детей к действиям в уме. Поэтапное формирование математических понятий обеспечивает накопление знаний и способствует развитию речи, мышления, т.е. умственному развитию в целом.
Детей необходимо приучить наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужно считать, измерять, в каких случаях этим пользоваться. Это развивает интерес детей к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению, что является важным условием обучения математике в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Умения ребенка считать предметы, выполнять операции сложения и вычитания, решать арифметические задачи являются хотя не единственными, но существенными показателями готовности ребенка к школьному обучению (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Кроме того, что в процессе усвоения математических знаний у ребенка расширяется круг представлений об окружающем, идет развитие основных познавательных процессов - восприятия, мышления и речи, на занятиях по математике воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Операции счета и измерения должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Ребята постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам (разложил предметы двух групп неточно друг под другом и не видно, поровну ли их; измерил неаккуратно - получил неправильный результат).
Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда, - усваивают способы размещения пособий во время занятий и после них; приучаются не отвлекаться, не играть с пособиями до и во время занятий, а внимательно слушать указания педагога; приобретают навыки и умения следить за ответами товарищей, дополняя и исправляя их; приучаются самостоятельно выполнять задания, предварительно планируя свою работу.
Таким образом, ребенок учится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.
Подготовка к обучению в школе представляет собой длительный процесс физиолого-психологического и социального приспособления старшего дошкольника к условиям обучения, связанный со значительным напряжением всех структур личности, систем организма и предполагающий наличие у ребенка предпосылок готовности к обучению. Основным фактором адаптации к школьному обучению выступает сформированная готовность к обучению, включающая интеллектуальный, складывающейся из познавательного и речевого развития, произвольный и личностный или мотивационный компоненты.
Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Музыка для дошколятВидеоряд к сказке Серафимы Люлякиной "Зайчик и пёс"
Цель. Формировать интерес к мордовскому искусству через знакомство с творчеством мордовской сказительницы Серафимы Люлякиной.
Воспитывать честность и порядочность.

https://yadi.sk/i/_o3lu2Bj3MzL93
muzruk 0 37 Нет комментариев
Блог воспитателя детского садаПерспективный план по физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Сентябрь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №1 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №2 с флажками (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Паровоз», «Ветерок» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Цветные автомобили» «Подпрыгни выше» «Удочка» «Гуси-Лебеди» «Мышки в норках» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (в течение дня, во время занятий 1-3 мин.)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня)
9. Гигиенические и водные процедуры (в течении дня)
10. Информация для родителей
об оздоровительных мероприятиях
на учебный год
Октябрь.
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №3 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №4 с кубиками (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Кипящая каша» «Воздушный шарик» «Летит пчела» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Лошадки» «Скок-поскок» «Поймай мяч»
«Кто ушёл?» «Мышки в норках» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия (в течение дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Консультация для родителей
«Игра в системе оздоровительной работы с детьми»
12. Спортивный праздник «Осенние гуляния»
Ноябрь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №5 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №6 с палкой (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Паровоз» «Подъёмный кран» «Дудочка» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Пилоты» «Цветные автомобили» «Мяч через сетку»
«Попади в цель» «Мышки в норках» (в течении дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Самомассаж «Моем голову» «Ушки-послушки» (2 половина дня, 2 раза в неделю)
10. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
11. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
12. Беседа с родителями «Как уберечься от простуды»
13. Физкультурный досуг
Декабрь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №7 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №8 с ленточкой (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Пожарные» «Подъёмный кран» «Кто самый громкий» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Птички и кошка» «Мыши» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки, массаж ушных раковин (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия «На пляже» « Котёнок» «Танцовщица» (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Беседа с родителями «Как не надо кормить ребёнка»
Январь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №9 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №10 с мячами (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Чайник» «Часики» «Самолёт на посадку» «Летит пчела» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Лошадки» «Бездомный заяц» «Котята и ребята»
«Колечко» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки, массаж ушных раковин (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Самомассаж: «Обезьянки в парикмахерской» «Глазки отдыхают»
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Фиочай (отвар шиповника) (1 половина дня, 3 раза в неделю)
12. Коррекция осанки: «Котик» «Ели, ёлки, ёлочки» «Аист»
13. Беседа с родителями «Как не надо кормить ребёнка»
Февраль
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №11 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №12 с обручами (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «В гости к бабушке» «Вырасти большой» «Воздушный шарик» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «У медведя во бору» «Прокати в ворота» «Ловишки»
«Обезьянки» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Консультация для родителей «Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ»
12. Физкультурный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Март
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №13 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №14 с мячами (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Маятник» «Гуси летят» «Трубач» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Пастух и стадо» «Лиса в курятнике» «Мышки в норках» «Попади в цель» «Найди где спрятано» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Коррекция осанки: «Кузнечики» «Котик» «Аист» (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Беседа с родителями «Как предупредить весенний авитаминоз»
Апрель
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №15 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №16 на стульчиках (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой» «Гуси летят» «Кто самый громкий» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Цветные автомобили» «Вороны» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Бездомный заяц» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия «Пройди по ребристой дорожке» (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Рекомендации для родителей «Точечный массаж, как профилактика простудных заболеваний»
Май
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №17 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №18 с ленточками (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Ветерок» «Летит пчела» «Кипящая каша» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Не опоздай» «Мыши» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Подбрось выше» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
9. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
10. Беседа с родителями «Как организовать летний отдых с детьми»
11. Физкультурный досуг «Катание на велосипедах»
Июнь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №19 (1,2 недели, ежедневно на свежем воздухе)
Комплекс №20 с флажками (3,4 недели, ежедневно на свежем воздухе)
2. Занятия физкультурой (по сетке занятий, на свежем воздухе)
3. Дыхательная гимнастика: «Пожарные» «Подъёмный кран» «Кто самый громкий» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Птички и кошка» «Мыши» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
6. Солнечные, воздушные ванны (ежедневно при подходящей погоде, на свежем воздухе)
7. Кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
8. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
9. Беседа с родителями «Лето хорошее время начать закаливание»
10. Физкультурный досуг «Летние забавы»
Июль
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №21 (1,2 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
Комплекс №22 с палками (3,4 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
2. Занятия физкультурой (по сетке занятий, на свежем воздухе)
3. Дыхательная гимнастика: «В гости к бабушке» «Вырасти большой» «Воздушный шарик» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «У медведя во бору» «Прокати в ворота» «Ловишки»
«Обезьянки» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
6. Солнечные, воздушные ванны (ежедневно при подходящей погоде, на свежем воздухе)
7. Кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежедневно)
8. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
9. Беседа с родителями «О пользе овощей и фруктов»
10. Спортивный праздник «День Нептуна»
Август
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №23 (1,2 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
Комплекс №24 с мячами (3,4 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
2. Занятия физкультурой (по сетке занятий, на свежем воздухе)
3. Дыхательная гимнастика: «Кипящая каша» «Воздушный шарик» «Летит пчела» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Пастух и стадо» «Лиса в курятнике» «Мышки в норках» «Попади в цель» «Найди где спрятано» (в течение дня, ежедневно)
5. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
6. Солнечные, воздушные ванны (ежедневно при подходящей погоде, на свежем воздухе)
7. Кварцевание игрушек и помещений (в течение дня, ежедневно)
8. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
9. Беседа с родителями «Детям нужна удобная обувь»
10. Физкультурный праздник «Наше весёлое лето»

Литература:
1. З.И.Ермакова «На зарядку, малыши»
2. Г.А.Широкова «Оздоровительная работа в ДОУ»
3. О.Б. Казина «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду»
4. Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство»
5. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство».
Блог воспитателя детского садаПерспективный план по физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Сентябрь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №1 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №2 с флажками (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Паровоз», «Ветерок» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Цветные автомобили» «Подпрыгни выше» «Удочка» «Гуси-Лебеди» «Мышки в норках» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (в течение дня, во время занятий 1-3 мин.)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня)
9. Гигиенические и водные процедуры (в течении дня)
10. Информация для родителей
об оздоровительных мероприятиях
на учебный год
Октябрь.
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №3 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №4 с кубиками (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Кипящая каша» «Воздушный шарик» «Летит пчела» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Лошадки» «Скок-поскок» «Поймай мяч»
«Кто ушёл?» «Мышки в норках» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия (в течение дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Консультация для родителей
«Игра в системе оздоровительной работы с детьми»
12. Спортивный праздник «Осенние гуляния»
Ноябрь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №5 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №6 с палкой (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Паровоз» «Подъёмный кран» «Дудочка» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Пилоты» «Цветные автомобили» «Мяч через сетку»
«Попади в цель» «Мышки в норках» (в течении дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Самомассаж «Моем голову» «Ушки-послушки» (2 половина дня, 2 раза в неделю)
10. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
11. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
12. Беседа с родителями «Как уберечься от простуды»
13. Физкультурный досуг
Декабрь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №7 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №8 с ленточкой (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Пожарные» «Подъёмный кран» «Кто самый громкий» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Птички и кошка» «Мыши» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки, массаж ушных раковин (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия «На пляже» « Котёнок» «Танцовщица» (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Беседа с родителями «Как не надо кормить ребёнка»
Январь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №9 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №10 с мячами (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Чайник» «Часики» «Самолёт на посадку» «Летит пчела» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Лошадки» «Бездомный заяц» «Котята и ребята»
«Колечко» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки, массаж ушных раковин (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Самомассаж: «Обезьянки в парикмахерской» «Глазки отдыхают»
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Фиочай (отвар шиповника) (1 половина дня, 3 раза в неделю)
12. Коррекция осанки: «Котик» «Ели, ёлки, ёлочки» «Аист»
13. Беседа с родителями «Как не надо кормить ребёнка»
Февраль
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №11 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №12 с обручами (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «В гости к бабушке» «Вырасти большой» «Воздушный шарик» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «У медведя во бору» «Прокати в ворота» «Ловишки»
«Обезьянки» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Консультация для родителей «Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ»
12. Физкультурный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Март
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №13 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №14 с мячами (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Маятник» «Гуси летят» «Трубач» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Пастух и стадо» «Лиса в курятнике» «Мышки в норках» «Попади в цель» «Найди где спрятано» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Коррекция осанки: «Кузнечики» «Котик» «Аист» (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Беседа с родителями «Как предупредить весенний авитаминоз»
Апрель
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №15 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №16 на стульчиках (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой» «Гуси летят» «Кто самый громкий» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Цветные автомобили» «Вороны» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Бездомный заяц» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия «Пройди по ребристой дорожке» (на занятиях физкультурой)
8. Фитонцидотерапия – изготовление чесночниц (в течении дня, ежедневно)
9. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
10. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
11. Рекомендации для родителей «Точечный массаж, как профилактика простудных заболеваний»
Май
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №17 (1,2 недели, ежедневно)
Комплекс №18 с ленточками (3,4 недели, ежедневно)
2. Занятия в физкультурном зале (по сетке занятий)
3. Дыхательная гимнастика: «Ветерок» «Летит пчела» «Кипящая каша» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Не опоздай» «Мыши» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Подбрось выше» (в течение дня, ежедневно)
5. Физкультурные минутки (во время занятий 1-3 мин, ежедневно)
6. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
7. Профилактика плоскостопия (на занятиях физкультурой)
8. Свето - воздушные ванны, кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
9. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
10. Беседа с родителями «Как организовать летний отдых с детьми»
11. Физкультурный досуг «Катание на велосипедах»
Июнь
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №19 (1,2 недели, ежедневно на свежем воздухе)
Комплекс №20 с флажками (3,4 недели, ежедневно на свежем воздухе)
2. Занятия физкультурой (по сетке занятий, на свежем воздухе)
3. Дыхательная гимнастика: «Пожарные» «Подъёмный кран» «Кто самый громкий» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Птички и кошка» «Мыши» «Найди себе пару»
«Попади в цель» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
6. Солнечные, воздушные ванны (ежедневно при подходящей погоде, на свежем воздухе)
7. Кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежеднвно)
8. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
9. Беседа с родителями «Лето хорошее время начать закаливание»
10. Физкультурный досуг «Летние забавы»
Июль
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №21 (1,2 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
Комплекс №22 с палками (3,4 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
2. Занятия физкультурой (по сетке занятий, на свежем воздухе)
3. Дыхательная гимнастика: «В гости к бабушке» «Вырасти большой» «Воздушный шарик» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «У медведя во бору» «Прокати в ворота» «Ловишки»
«Обезьянки» «Зайцы и волк» (в течение дня, ежедневно)
5. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
6. Солнечные, воздушные ванны (ежедневно при подходящей погоде, на свежем воздухе)
7. Кварцевание игрушек и помещений (в течении дня, ежедневно)
8. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
9. Беседа с родителями «О пользе овощей и фруктов»
10. Спортивный праздник «День Нептуна»
Август
1. Утренняя гимнастика
Комплекс №23 (1,2 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
Комплекс №24 с мячами (3,4 недели, ежедневно, на свежем воздухе)
2. Занятия физкультурой (по сетке занятий, на свежем воздухе)
3. Дыхательная гимнастика: «Кипящая каша» «Воздушный шарик» «Летит пчела» (после сна, ежедневно)
4. Подвижные игры: «Пастух и стадо» «Лиса в курятнике» «Мышки в норках» «Попади в цель» «Найди где спрятано» (в течение дня, ежедневно)
5. Пальчиковая гимнастика (в течение дня, ежедневно)
6. Солнечные, воздушные ванны (ежедневно при подходящей погоде, на свежем воздухе)
7. Кварцевание игрушек и помещений (в течение дня, ежедневно)
8. Гигиенические и водные процедуры (в течение дня, ежедневно)
9. Беседа с родителями «Детям нужна удобная обувь»
10. Физкультурный праздник «Наше весёлое лето»

Литература:
1. З.И.Ермакова «На зарядку, малыши»
2. Г.А.Широкова «Оздоровительная работа в ДОУ»
3. О.Б. Казина «Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду»
4. Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство»
5. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство».
Блог воспитателя детского сада"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"
«Не интеллектуальные преимущества сделали
человека властелином над всем живущим,
но то, что одни мы владеем руками –
этим органом всех органов».
Джордано Бруно

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания. На практике система Монтессори стала активно применяться в 20 веке. Методики, разработанные Марией, изначально были рассчитаны лишь для детей с особенностями, однако годы практики показали, что методика Монтессори может с успехом применяться при воспитании всех детей без исключения.
Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т.е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.
Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во многих системах дошкольного воспитания и активно используется для развития моторики и сенсорики.
В своей работе с детьми я использую дидактические материалы и игры для развития мелкой моторики. Я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Одним из самых лучших примеров наследия Монтессори являются такие игры для детей, как вкладыши и рамки.
Вкладыши имеют большое количество вариаций и форм, с их помощью изучается большое количество информации от геометрии до естествознания. Ребенок осваивает предметы окружающего мира не только по средствам зрительного восприятия, но и слухового.
Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.
Не менее замечательным тренажером для детских пальчиков являются такие приспособления, как прищепки. На первом этапе следует показать ребенку, как можно прицепить прищепки к плоской поверхности, к картонке, тарелке и т.д. Затем задачу нужно усложнить: попросить ребенка прикрепить прищепки к натянутой веревке. Для того чтобы занятия были более интересными и увлекательными для ребенка, заранее позаботьтесь о специальных заготовках. Например, можно из картона вырезать ежика или солнышко, к которым потом следует прикрепить иголки-прищепки или лучики-прищепки. Усложненный вариант – работа со скрепками.
Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет. Также существуют и шершавые цифры.
Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую, пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.
Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• · развивают мелкую моторику;
• · развивают внимание;
• · развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Выкладывание фигур с помощью бусин.
Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.
Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.
Занятия продуктивной деятельностью.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
- Игры с конструктором, мозаикой
-игры с пуговицами
- пальчиковая гимнастика
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
• лучше адаптироваться в практической жизни,
• научиться понимать многие явления окружающего мира.
и что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Блог воспитателя детского сада"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"
«Не интеллектуальные преимущества сделали
человека властелином над всем живущим,
но то, что одни мы владеем руками –
этим органом всех органов».
Джордано Бруно

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания. На практике система Монтессори стала активно применяться в 20 веке. Методики, разработанные Марией, изначально были рассчитаны лишь для детей с особенностями, однако годы практики показали, что методика Монтессори может с успехом применяться при воспитании всех детей без исключения.
Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т.е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.
Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во многих системах дошкольного воспитания и активно используется для развития моторики и сенсорики.
В своей работе с детьми я использую дидактические материалы и игры для развития мелкой моторики. Я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Одним из самых лучших примеров наследия Монтессори являются такие игры для детей, как вкладыши и рамки.
Вкладыши имеют большое количество вариаций и форм, с их помощью изучается большое количество информации от геометрии до естествознания. Ребенок осваивает предметы окружающего мира не только по средствам зрительного восприятия, но и слухового.
Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.
Не менее замечательным тренажером для детских пальчиков являются такие приспособления, как прищепки. На первом этапе следует показать ребенку, как можно прицепить прищепки к плоской поверхности, к картонке, тарелке и т.д. Затем задачу нужно усложнить: попросить ребенка прикрепить прищепки к натянутой веревке. Для того чтобы занятия были более интересными и увлекательными для ребенка, заранее позаботьтесь о специальных заготовках. Например, можно из картона вырезать ежика или солнышко, к которым потом следует прикрепить иголки-прищепки или лучики-прищепки. Усложненный вариант – работа со скрепками.
Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет. Также существуют и шершавые цифры.
Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую, пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.
Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• · развивают мелкую моторику;
• · развивают внимание;
• · развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Выкладывание фигур с помощью бусин.
Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.
Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.
Занятия продуктивной деятельностью.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
- Игры с конструктором, мозаикой
-игры с пуговицами
- пальчиковая гимнастика
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
• лучше адаптироваться в практической жизни,
• научиться понимать многие явления окружающего мира.
и что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Блог воспитателя детского сада"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"
«Не интеллектуальные преимущества сделали
человека властелином над всем живущим,
но то, что одни мы владеем руками –
этим органом всех органов».
Джордано Бруно

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки, застегивать пуговицы. Для того чтобы помощь детям в этих трудных задачах, итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система дошкольного воспитания. На практике система Монтессори стала активно применяться в 20 веке. Методики, разработанные Марией, изначально были рассчитаны лишь для детей с особенностями, однако годы практики показали, что методика Монтессори может с успехом применяться при воспитании всех детей без исключения.
Монтессори искала такие методы и техники, которые помогали бы ребенку освоить навыки с минимальными затратами энергии и времени. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т.е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. В связи с этим, многие игры для детей, разработанные Монтессори, рассчитаны именно на работу пальчиков.
Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во многих системах дошкольного воспитания и активно используется для развития моторики и сенсорики.
В своей работе с детьми я использую дидактические материалы и игры для развития мелкой моторики. Я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Улучшить общую двигательную активность;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Одним из самых лучших примеров наследия Монтессори являются такие игры для детей, как вкладыши и рамки.
Вкладыши имеют большое количество вариаций и форм, с их помощью изучается большое количество информации от геометрии до естествознания. Ребенок осваивает предметы окружающего мира не только по средствам зрительного восприятия, но и слухового.
Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.
Не менее замечательным тренажером для детских пальчиков являются такие приспособления, как прищепки. На первом этапе следует показать ребенку, как можно прицепить прищепки к плоской поверхности, к картонке, тарелке и т.д. Затем задачу нужно усложнить: попросить ребенка прикрепить прищепки к натянутой веревке. Для того чтобы занятия были более интересными и увлекательными для ребенка, заранее позаботьтесь о специальных заготовках. Например, можно из картона вырезать ежика или солнышко, к которым потом следует прикрепить иголки-прищепки или лучики-прищепки. Усложненный вариант – работа со скрепками.
Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет. Также существуют и шершавые цифры.
Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую, пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.
Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• · развивают мелкую моторику;
• · развивают внимание;
• · развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Выкладывание фигур с помощью бусин.
Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д.
Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.
Занятия продуктивной деятельностью.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
- Игры с конструктором, мозаикой
-игры с пуговицами
- пальчиковая гимнастика
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям
• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
• лучше адаптироваться в практической жизни,
• научиться понимать многие явления окружающего мира.
и что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!