+12 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Учителя русского языка и литературы

Администратор блога: Медянкина Елена Владимировна
Готовимся к ЕГЭ. Как сдать русский язык на 100 баллов? Эксперт даёт практические советы по подготовке к экзамену: простые правила, забывать которые нельзя, а их выполнение даст отличный результат.
До начала ЕГЭ осталось меньше двух месяцев. Что можно сделать за оставшееся время, чтобы получить как можно более высокие баллы для поступления в хороший вуз? Многие стараются заработать их за счёт ЕГЭ по русскому языку. Ведь это единственный экзамен, результаты которого обязательны для поступления в любой вуз на любую специальность.

Какие ошибки чаще всего совершают в ЕГЭ по русскому языку? На что обратить внимание при подготовке? Будущим выпускникам советует Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы школы № 1251, руководитель исполкома Ассоциации учителей русского языка и литературы:

Тренируйтесь по открытому банку заданий

Не стоит тратить деньги на дорогие пособия по подготовке к ЕГЭ. Используйте открытый банк заданий ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. Все первые задания точно будут оттуда.

Больше читайте (желательно произведения целиком, а не краткое изложение содержания)

Старайтесь находить время для чтения художественной литературы. В сочинении, которое предлагается в последней части ЕГЭ по русскому языку, нужно подтвердить свои мысли примерами из прочитанных произведений. К тому же чтение тренирует грамотность и умение излагать мысли, расширяет лексический запас.

Учитесь комментировать проблему с опорой на текст

Обратите внимание на работу с текстом и сочинение. Чаще всего баллы теряются из-за неправильного комментирования и аргументирования заявленной в тексте проблемы. Многие начинают увлекаться творчеством и теряют связь с опорным текстом, думая, что от них требуется сочинение в духе свободного размышления. Это роковая ошибка! Ученик прочитал текст, обозначил проблему, а потом отложил его в сторону и начал заниматься сочинением, творить. Говорить «про жизнь», вместо того чтобы показать, что проблема, которая им была обозначена, действительно наличествует в тексте, что она не выдумана. Хотя в описании задания напоминается, что работа, написанная без опоры на текст, не оценивается, всё равно об этом забывают. Обращение к данному тексту и умение им оперировать — важная составляющая при оценке работы.

Приводите аргументы правильно

Также стоит потренироваться и в умении аргументировать свою позицию с опорой на литературные произведения. Возникают парадоксальные вещи. Дан текст, например, о годах Великой Отечественной войны. Понятно, война — вроде бы уже совершенно далёкое явление, и дети, вместо того чтобы привести аргументы из художественных произведений, начинают переносить смыслы, тему подвига и геройства на современную жизнь. Получается юмористичная история. Даже приводя собственные аргументы в защиту своей точки зрения, показывая свою начитанность и кругозор, нельзя отступать от содержания данного текста.

Соблюдайте структуру и формат текста

Учтите, что сочинение на ЕГЭ по русскому языку совсем другого формата, чем выпускное сочинение или творческая работа, предлагаемая во Всероссийских проверочных работах. Сочинение на ЕГЭ по русскому языку имеет совершенно чёткую структуру. К предложенному тексту надо заявить проблему, написать комментарий, обозначить авторскую позицию, выразить своё согласие или несогласие с ним и привести аргументы из литературы, которые отвечают данной проблеме. Тем, кто мало читал, с последним придётся туго.

Приучитесь медленно и вдумчиво читать текст и задания

На самом экзамене не жалейте времени на то, чтобы прочитать текст 2-3 раза, пусть вы даже потратите на это 15-20 минут. Это время точно не будет напрасным. И потом оправдается высокими баллами. Поверхностное чтение текста часто приводит к серьёзным ошибкам. Ведь всё основано на тексте: и первые задания после него, и сочинение. Бывает, что ребята приходят на апелляцию, настаивая на том, что задания к тексту были неправильно сформулированы. Но после внимательного прочтения текста оказывается, что их претензии необоснованны.

Не торопитесь на экзамене

На экзамене отслеживайте точность простановки ответов в бланке, чтобы они соответствовали заданиям. Множество обращений на горячую линию Общественной палаты по поводу ЕГЭ в прошлом году было из-за ошибок в оформлении. Многие проставляли правильные ответы на черновике и не успевали перенести в бланк. Им казалось, что за 5 минут до конца экзамена они успеют это сделать. Но начинали спешить. И получалось, что ребёнок, начиная, скажем, с 6 задания, сползал в простановке верных ответов ровно на строчку вниз. Обидно. Но, к сожалению, апелляция по таким случаям невозможна. Даже если в черновике всё верно. Исправить ничего нельзя.
Готовимся к ЕГЭ. Как сдать русский язык на 100 баллов? Эксперт даёт практические советы по подготовке к экзамену: простые правила, забывать которые нельзя, а их выполнение даст отличный результат.
180 лет со дня смерти поэта и писателя А. С. Пушкина
180 лет со дня смерти поэта и писателя А. С. Пушкина
Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
И. Северянин
Александр Сергеевич Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни, кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы, а кто-то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души.
О Пушкине можно говорить бесконечно, и все же будут находиться все новые и новые грани его таланта.
Пушкин - это «наше все». В его честь названы улицы и площади нашей страны; его имя носят институты, театры, библиотеки; есть планета «2208 Pushkin»; есть кратер на планете Меркурий, названный в честь поэта.
А.С. Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его не меркнет.
10 февраля - День памяти А.С. Пушкина. Эта трагическая дата вновь и вновь возвращает нас к роковому выстрелу на Черной речке, когда было, по словам современников, “прострелено сердце нашей поэзии”.
В этом году исполняется 180 лет со дня смерти поэта. Каждое поколение будет находить что-то новое и в творчестве Пушкина, и в его жизни. И чем больше мы будем узнавать, тем ближе к нам он будет становиться.
Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И связь времён и поколений
Вас не устанет удивлять...
74 года победе в Сталинградской битве
2-ого февраля, вся Россия отмечает один из дней воинской славы - День разгрома в 1943 году советской армией фашистских войск в битве под Сталинградом.
Планы немецко-фашистского командования на лето 1942 имели целью разгромить советские войска на юге страны.
В их планы входило: овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Выполнение этой задачи возлагалось на группы армий «А» и «Б».
Но их планы были разрушены…
200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие.
Сдача города тогда приравнивалась не только к военному, но и к идеологическому поражению.
При обороне города погибли и были ранены более семисот с половиной тысяч советских солдат и офицеров.

74 года победе в Сталинградской битве
74 года победе в Сталинградской битве
Вебинар
07.05.2015 с 14.00– до 16.00
состоится вебинар издательства "Просвещение"
«Навигация подросткового чтения в пособиях издательства «Просвещение» – Светлана Игоревна Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение».

Ссылка для участия: https://my.webinar.ru/event/495449
0 0 Нет комментариев
Информация о проведении республиканского секционного занятия руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы
Информация
о проведении республиканского секционного
занятия руководителей районных методических объединений
учителей русского языка и литературы
До главного праздника осени — Дня знаний — остались считанные дни. К этому событию все участники образовательного процесса готовятся по-разному: ученики вместе с родителями собирают портфели, а педагоги с волнением ждут момента, когда новый закон об образовании уверенно зашагает по стране. Чтобы разобраться во всех тонкостях нового официального документа Министерство образования Республики Мордовия организовало работу Республиканского образовательного форума «Новое законодательство в области образования – гарант доступности и обеспечения его качества», в рамках которого было запланировано проведение различных секций, охватывающих все многообразие педагогической деятельности.
В этом году программа проведения республиканской предметной секции руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы была значительно расширена как по количеству участников (более 70 человек), так и по формам проведения. Работа велась по двум направлениям. Заседание Педагогической мастерской по актуальной теме: «Обновление содержания образования по русскому языку и литературе при переходе на ФГОС ОО» проходило в атмосфере живого диалога.
В приветственном слове к участникам секции руководители Педагогической мастерской - Кочеваткина О. В., канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарного образования МРИО и Василькина Л. В., канд.филол.наук, декан филологического факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьева - обозначили ряд проблем, подробное обсуждение которых продолжилось в докладах выступающих.
В первом выступлении Наумовой Т. А., канд. пед. наук, профессора кафедры литературы и методики обучения литературе МГПИ им. М.Е. Евсевьева «Стратегическое партнерство в системе филологического образования как условие внедрения ФГОС нового поколения» была высказана мысль о назревшей необходимости тесного сотрудничества между школой и вузом. Современная школа, развивающаяся как открытое государственно-общественное учебно-воспитательное учреждение, всецело заинтересована в интенсивном содружестве с вузами. В свою очередь вузы обнаруживают потребности в расширении и углублении сотрудничества со школой. Вопросы взаимодействия школ и вузов волнуют в равной степени и школьных учителей, и преподавателей высшей школы, особенно в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Партнерство между школой и вузом позволит продуктивно использовать школой научный, методический, кадровый и материально-технический потенциал вузов в обеспечении качественного образования и социализации школьников; развить сотворчество учителей и ученых, обеспечивающее выявление одаренных, талантливых детей; разработать новые образовательно-воспитательные программы и технологии.
Кочеваткина О. В., канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования МРИО в своем докладе «Основные идеи федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обновленные цели обучения русскому языку и литературе» остановилась на основных положениях ФГОС ООО в области филологического образования, отметив, что оно играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Оно способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей. Именно поэтому образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования.
Чебулаева Е.Е., методист кафедры гуманитарного образования МРИО выступила с докладом «Обзор программ и учебно-методических комплектов по русскому языку и литературе, рекомендованных Федеральным перечнем Минобрнауки РФ на 2013 - 2014 учебный год». В своем выступлении она отметила, что осуществляя выбор УМК и программ по русскому языку и литературе, учитель обязан руководствоваться статьей 32 (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) Закона об образовании. п. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 23) «Определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях…». Особое внимание участников секции было обращено на основные критерии, предъявляемые к учебникам нового поколения. Одними из основных требований являются: соответствие современному состоянию содержания науки; четкость структуры; соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения и др.
В следующей части своего доклада Е.Е. Чебулаева кратко охарактеризовала как наиболее востребованнные УМК, так и те, которые на данный момент еще не совсем распространены в Республике Мордовия.
Приказчикова О.А., старший преподаватель кафедры гуманитарного образования МРИО в своем сообщении «Современные педагогические технологии в филологическом образовании» отметила, что одним из требований введения новых образовательных стандартов является применение учителем в своей педагогической деятельности современных технологий. Многообразие существующих на сегодняшний день технологий ставит учителя-практика перед не простым выбором. Выбор этот должен осуществляться исходя из определенных потребностей самого учителя и его учеников. В докладе был представлен перечень педагогических технологий, используемых в филологическом образовании: технология дифференцированного обучения, проектная технология, кейс-метод и т. д. В заключении было отмечено, что уверенное владение той или иной педагогической технологией позволит учителю успешно формировать универсальные учебные действия учащихся.
Работа Педагогической мастерской была продолжена выступлениями учителей, содержащими практико ориентированный материал: элементы уроков, проведенных с использованием различных педагогических технологий, обучающие презентации, примеры исследовательских и проектных работ. Приданию особой, живой, атмосферы общения способствовало творчество и самих педагогов.
Вторым направлением работы секции стала Педагогическая студия, заявленная как старт Проекта «Филологическое образование школьников в условиях реализации ФГОС», прошедшая в форме круглого стола, что еще раз подчеркнуло готовность школы и вуза к открытому диалогу и тесному сотрудничеству. Руководители Педагогической студии Наумова Т.А. канд. пед. наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе МГПИ им. М.Е. Евсевьева и Чебулаева Е.Е., методист кафедры гуманитарного образования МРИО начали работу студии с предложения более подробно обсудить вопросы, затрагивающие проблемы повсеместного перехода на новые образовательные стандарты основного общего образования в 2015 году. Участники секции — руководители школ РМ, ведущие учителя-практики — поделились опытом работы, идущей в этом направлении и наметили основные пути решения возникающих проблем. В ходе продуктивного диалога стороны пришли к осознанию необходимости сотрудничества и заключили письменные соглашения.
Подошел к концу насыщенный встречами, эмоциями и впечатлениями день. Обсудив далеко не все накопившиеся вопросы и проблемы, разъезжаются по школам учителя республики. Но подводить итоги еще рано, ведь впереди Новый учебный год. Первый год начала действия нового Закона об образования. И пусть он для всех будет удачным и плодотворным!

Проект рекомендаций
29 декабря 2012 году был принят Закон РФ «Об образовании», направленный на обновление российской системы образования и призванный заменить целый ряд действующих на данный момент нормативных правовых актов в данной сфере. Документ вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Другим документом, призванным обеспечить создание единого образовательного пространства РФ, является утвержденный в 2010 году Федеральный стандарт основного общего образования. Повсеместное введение ФГОС ООО планируется с 2015/2016 учебного года. Но в соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства от 7 сентября 2010 года, c 1 сентября 2012 года все российские школы по мере их готовности могут осуществлять переход на ФГОС основного общего образования.
В 2012/2013 учебном году в Республике Мордовия были выбраны «пилотные» школы, реализующие эксперимент по введению ФГОС ООО в 5 классах. С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителей и руководителей общеобразовательных учреждениий для реализации основной образовательной программы общего образования.
1 марта 2013 года Министерством образования и науки РФ был вынесен на обсуждение Проект профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Введение нового профессионального стандарта будет поэтапным, а с сентября 2014 года он станет обязательным.
Современное, динамично развивающееся общество требует подготовки конкуретноспособного специалиста, владеющего приемами эффективной коммуникации. Поэтому на учителя-словесника возложена особая роль по формированию коммуникативной компетенции учащихся. Современный учитель русского языка и литературы должен стремиться повышать уровень профессиональной подготовки, заключающийся в умении находить и применять новые педагогические технологии в образовательном процессе.
Участники республиканских секционных занятий учителей русского языка и литературы рекомендуют:
• обеспечивать деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
• развивать коммуникативную культуру учащихся, формировать на этой основе умения и навыки нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения; воспитание культуры доказательного, аргументированного рассуждения должно быть важнейшей задачей всей системы образования;
• уделять особое внимание использованию современных педагогических технологий, форм и способов обучения, направленных на формирование личной ответственности учащихся за результаты учебной деятельности; активнее внедрять в практику преподавания эффективные формы работы (учебное исследование, творческие практикумы, проектную деятельность школьников, использование методики опережающего обобщения учебного материала, парную и групповую работу, в том числе с применением компьютера и т.д.);
• осуществлять современные подходы к преподаванию литературы в школе на основе:
- продуктивной творческой деятельности: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковой деятельности: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательской деятельности: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт;
• стимулировать самостоятельное чтение учащихся, усилить внимание к урокам внеклассного чтения;
• использовать элективные курсы в целях профилизации процесса обучения;
• обеспечивать преемственность школьного и вузовского образования;
• направлять работу методических объединений на модернизацию филологического образования, на повышение результативности обучения, на развитие творческих способностей учащихся, на осознание ими значимости русского языка и литературы в профессиональном самоопределении.
0 0 Нет комментариев
VII Международная научно-практическая педагогическая конференция "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"
В Саранске 23 ноября 2012 года прошла Международная научно-практическая педагогическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, 95-летию Г. Я. Меркушкина, просветителя, ученого, общественного деятеля.
0 0 Нет комментариев