Информация о проведении республиканского секционного занятия руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы

Автор
Опубликовано: 2181 день назад (30 августа 2013)
0
Голосов: 0
Информация
о проведении республиканского секционного
занятия руководителей районных методических объединений
учителей русского языка и литературы
До главного праздника осени — Дня знаний — остались считанные дни. К этому событию все участники образовательного процесса готовятся по-разному: ученики вместе с родителями собирают портфели, а педагоги с волнением ждут момента, когда новый закон об образовании уверенно зашагает по стране. Чтобы разобраться во всех тонкостях нового официального документа Министерство образования Республики Мордовия организовало работу Республиканского образовательного форума «Новое законодательство в области образования – гарант доступности и обеспечения его качества», в рамках которого было запланировано проведение различных секций, охватывающих все многообразие педагогической деятельности.
В этом году программа проведения республиканской предметной секции руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы была значительно расширена как по количеству участников (более 70 человек), так и по формам проведения. Работа велась по двум направлениям. Заседание Педагогической мастерской по актуальной теме: «Обновление содержания образования по русскому языку и литературе при переходе на ФГОС ОО» проходило в атмосфере живого диалога.
В приветственном слове к участникам секции руководители Педагогической мастерской - Кочеваткина О. В., канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарного образования МРИО и Василькина Л. В., канд.филол.наук, декан филологического факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьева - обозначили ряд проблем, подробное обсуждение которых продолжилось в докладах выступающих.
В первом выступлении Наумовой Т. А., канд. пед. наук, профессора кафедры литературы и методики обучения литературе МГПИ им. М.Е. Евсевьева «Стратегическое партнерство в системе филологического образования как условие внедрения ФГОС нового поколения» была высказана мысль о назревшей необходимости тесного сотрудничества между школой и вузом. Современная школа, развивающаяся как открытое государственно-общественное учебно-воспитательное учреждение, всецело заинтересована в интенсивном содружестве с вузами. В свою очередь вузы обнаруживают потребности в расширении и углублении сотрудничества со школой. Вопросы взаимодействия школ и вузов волнуют в равной степени и школьных учителей, и преподавателей высшей школы, особенно в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Партнерство между школой и вузом позволит продуктивно использовать школой научный, методический, кадровый и материально-технический потенциал вузов в обеспечении качественного образования и социализации школьников; развить сотворчество учителей и ученых, обеспечивающее выявление одаренных, талантливых детей; разработать новые образовательно-воспитательные программы и технологии.
Кочеваткина О. В., канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования МРИО в своем докладе «Основные идеи федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обновленные цели обучения русскому языку и литературе» остановилась на основных положениях ФГОС ООО в области филологического образования, отметив, что оно играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Оно способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей. Именно поэтому образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования.
Чебулаева Е.Е., методист кафедры гуманитарного образования МРИО выступила с докладом «Обзор программ и учебно-методических комплектов по русскому языку и литературе, рекомендованных Федеральным перечнем Минобрнауки РФ на 2013 - 2014 учебный год». В своем выступлении она отметила, что осуществляя выбор УМК и программ по русскому языку и литературе, учитель обязан руководствоваться статьей 32 (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) Закона об образовании. п. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 23) «Определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях…». Особое внимание участников секции было обращено на основные критерии, предъявляемые к учебникам нового поколения. Одними из основных требований являются: соответствие современному состоянию содержания науки; четкость структуры; соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения и др.
В следующей части своего доклада Е.Е. Чебулаева кратко охарактеризовала как наиболее востребованнные УМК, так и те, которые на данный момент еще не совсем распространены в Республике Мордовия.
Приказчикова О.А., старший преподаватель кафедры гуманитарного образования МРИО в своем сообщении «Современные педагогические технологии в филологическом образовании» отметила, что одним из требований введения новых образовательных стандартов является применение учителем в своей педагогической деятельности современных технологий. Многообразие существующих на сегодняшний день технологий ставит учителя-практика перед не простым выбором. Выбор этот должен осуществляться исходя из определенных потребностей самого учителя и его учеников. В докладе был представлен перечень педагогических технологий, используемых в филологическом образовании: технология дифференцированного обучения, проектная технология, кейс-метод и т. д. В заключении было отмечено, что уверенное владение той или иной педагогической технологией позволит учителю успешно формировать универсальные учебные действия учащихся.
Работа Педагогической мастерской была продолжена выступлениями учителей, содержащими практико ориентированный материал: элементы уроков, проведенных с использованием различных педагогических технологий, обучающие презентации, примеры исследовательских и проектных работ. Приданию особой, живой, атмосферы общения способствовало творчество и самих педагогов.
Вторым направлением работы секции стала Педагогическая студия, заявленная как старт Проекта «Филологическое образование школьников в условиях реализации ФГОС», прошедшая в форме круглого стола, что еще раз подчеркнуло готовность школы и вуза к открытому диалогу и тесному сотрудничеству. Руководители Педагогической студии Наумова Т.А. канд. пед. наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе МГПИ им. М.Е. Евсевьева и Чебулаева Е.Е., методист кафедры гуманитарного образования МРИО начали работу студии с предложения более подробно обсудить вопросы, затрагивающие проблемы повсеместного перехода на новые образовательные стандарты основного общего образования в 2015 году. Участники секции — руководители школ РМ, ведущие учителя-практики — поделились опытом работы, идущей в этом направлении и наметили основные пути решения возникающих проблем. В ходе продуктивного диалога стороны пришли к осознанию необходимости сотрудничества и заключили письменные соглашения.
Подошел к концу насыщенный встречами, эмоциями и впечатлениями день. Обсудив далеко не все накопившиеся вопросы и проблемы, разъезжаются по школам учителя республики. Но подводить итоги еще рано, ведь впереди Новый учебный год. Первый год начала действия нового Закона об образования. И пусть он для всех будет удачным и плодотворным!

Проект рекомендаций
29 декабря 2012 году был принят Закон РФ «Об образовании», направленный на обновление российской системы образования и призванный заменить целый ряд действующих на данный момент нормативных правовых актов в данной сфере. Документ вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Другим документом, призванным обеспечить создание единого образовательного пространства РФ, является утвержденный в 2010 году Федеральный стандарт основного общего образования. Повсеместное введение ФГОС ООО планируется с 2015/2016 учебного года. Но в соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы», утвержденным распоряжением Правительства от 7 сентября 2010 года, c 1 сентября 2012 года все российские школы по мере их готовности могут осуществлять переход на ФГОС основного общего образования.
В 2012/2013 учебном году в Республике Мордовия были выбраны «пилотные» школы, реализующие эксперимент по введению ФГОС ООО в 5 классах. С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителей и руководителей общеобразовательных учреждениий для реализации основной образовательной программы общего образования.
1 марта 2013 года Министерством образования и науки РФ был вынесен на обсуждение Проект профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Введение нового профессионального стандарта будет поэтапным, а с сентября 2014 года он станет обязательным.
Современное, динамично развивающееся общество требует подготовки конкуретноспособного специалиста, владеющего приемами эффективной коммуникации. Поэтому на учителя-словесника возложена особая роль по формированию коммуникативной компетенции учащихся. Современный учитель русского языка и литературы должен стремиться повышать уровень профессиональной подготовки, заключающийся в умении находить и применять новые педагогические технологии в образовательном процессе.
Участники республиканских секционных занятий учителей русского языка и литературы рекомендуют:
• обеспечивать деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
• развивать коммуникативную культуру учащихся, формировать на этой основе умения и навыки нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения; воспитание культуры доказательного, аргументированного рассуждения должно быть важнейшей задачей всей системы образования;
• уделять особое внимание использованию современных педагогических технологий, форм и способов обучения, направленных на формирование личной ответственности учащихся за результаты учебной деятельности; активнее внедрять в практику преподавания эффективные формы работы (учебное исследование, творческие практикумы, проектную деятельность школьников, использование методики опережающего обобщения учебного материала, парную и групповую работу, в том числе с применением компьютера и т.д.);
• осуществлять современные подходы к преподаванию литературы в школе на основе:
- продуктивной творческой деятельности: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковой деятельности: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательской деятельности: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт;
• стимулировать самостоятельное чтение учащихся, усилить внимание к урокам внеклассного чтения;
• использовать элективные курсы в целях профилизации процесса обучения;
• обеспечивать преемственность школьного и вузовского образования;
• направлять работу методических объединений на модернизацию филологического образования, на повышение результативности обучения, на развитие творческих способностей учащихся, на осознание ими значимости русского языка и литературы в профессиональном самоопределении.
0 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!