Рабочая программа факультативного курса в 5-6классах "Занимательная физика"

9 апреля 2012 - Нязиля Джафяровна

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.

Основные задачи курса.

1. Знакомство учащихся с эмпирическим этапом научного метода познания.

2. Обеспечение возможности формирования целостного представления о природе посредством знакомства с объектами и явлениями природы, подходами к их классификации и основными закономерностями, доступными для восприятия младшими подростками.

3. Освоение учениками базовых знаний, необходимых при изучении систематического курса физики.

4. Формирование у школьников приемов самостоятельной познавательной деятельности, связанных с методами и приемами научного познания (наблюдения, опыты, сравнение, описание, классификация и т.д.).

5. Освоение учащимися приемов работы с информацией, характерной для естественно- научных курсов.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

·                    освоение первоначальных знаний о механических, тепловых, электромагнитных и световых явлениях, методах научного познания природы и формирование на этой основе первоначальных представлений о физической картине мира;

·                   овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия простейших технических устройств;

·                   развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых знаний;

·                    использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

В результате изучения данного курса ученик должен:

знать/понимать

o        смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, материя, взаимодействие;

o        смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, температура;

o        уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, способы теплопередачи, простейшие электромагнитные явления, световые явления;

o        использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

o        приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных, световых явлениях;

o        уметь решать простейшие качественные задачи на применение изученных физических законов;

o        осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах;

o        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

 

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.

 

5класс(34ч)

 

Тема 1. Введение. (Зч.)

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические измерительные приборы. Л.р. «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества.(4ч.)

Строение вещества. Молекулы. Как распространяются запахи? Диффузия.

Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества.

Тема 3. Взаимодействие тел. (10ч)

Механическое движение. Как быстро мы движемся? Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью? Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса. Что тяжелее -1кг железа или 1кг ваты? Плотность.

Л.р. «Измерение массы тела на весах».

Сколько весит тело когда оно падает? Сила. Вес. Невесомость.

Почему звезды не падают? Явление тяготения. Сила тяжести.

Деформация. Виды деформации. Как мы ходим? Сила трения.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.(8ч)

Почему заостренные предметы колючи? Давление твердых тел.

Закон Паскаля. Почему на большой глубине пловец испытывает боль в ушах?

Давление в жидкости. Атмосферное     давление.(Как     мы      пьем?     Сухим из воды.).Измерение атмосферного давления.

Приборы для измерения давления. Море, в котором нельзя утонуть? Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (2ч.)

Работа и мощность. Энергия. Виды энергии.

Тема 6. Механические колебания и волны. Звук. (5ч.)

Колебания в природе, в быту и в технике.

Л.р. «Измерение периода колебаний».

Механические волны.

Курьезы слуха. Звук. Источники звука. Высота тона. Громкость звука.

Эхо со дна моря. Как разыскивать эхо. Методы измерения расстоянии до тел солнечной системы.

6класс (34ч)

 

Тема 1. Тепловые явления.(12ч)

Тепловое движение. Температура. Л.р. Термометр. «Измерение температуры».Почему при трении тела нагреваются? Внутренняя энергия и

способы ее изменения. Теплопроводность. Греет ли вуаль? Отчего при ветре холоднее? Конвекция. Почему Солнце греет? Излучение. Количество теплоты. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Охлаждающие кувшины. Испарение. Можно ли воду вскипятить снегом?

Двигатель внутреннего сгорания.

Тема 2. Электрические явления. (12ч.)

Откуда в облаках берется электричество молнии. Электризация тел.

Проводники и непроводники электричества. Как ученые догадались о строении атома? Электрический ток. Электрическая цепь и ее составные части. Решение экспериментальных задач. Способы соединения потребителей электрической энергии. Решение экспериментальных задач.

Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. Магнитное поле.

Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Как намагничивается сталь? Исполинские электромагниты.

Тема 8. Световые явления. (7ч.)

Источники света. Распространение света.

Почему светит Луна и другие тела солнечной системы?

Отражение света. От чего бывает радуга? Преломление света.

Как добыть огонь с помощью льда? Линзы. Построение изображении, даваемые линзами. Можно ли видеть зеркало. Плоское зеркало и его свойства. Зрение тремя глазами. Глаз. Зрение. Очки.

 

Календарно-тематическое планирование.

5класс(34ч)

Тема 1. Введение. (Зч.)

Урок 1. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Урок 2. Физические измерительные приборы. Л.р. «Определение цены деления измерительного прибора».

Урок 3. Физика и техника.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества.(4ч.)

Урок 4. Строение вещества. Молекулы.

Урок 5. Как распространяются запахи? Диффузия.

Урок 6. Почему трудно разорвать трос? Взаимодействие молекул.

Урок 7. Агрегатные состояния вещества.

Тема 3. Взаимодействие тел. (10ч)

Урок 8. Механическое движение. Как быстро мы движемся?

Урок 9.Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью?

Урок Ю.Явление инерции.

Урок 11. Взаимодействие тел. Масса.

Урок 12. Что тяжелее -1кг железа или 1кг ваты? Плотность.

Урок 13. Л.р. «Измерение массы тела на весах».

Урок 14. Сколько весит тело когда оно падает? Сила. Вес. Невесомость.

Урок 15. Почему звезды не падают? Явление тяготения. Сила тяжести.

Урок 16. Деформация. Виды деформации.

Урок 17. как мы ходим? Сила трения.

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.(8ч)

Урок 18. Почему заостренные предметы колючи? Давление твердых тел.

Урок 19. Закон Паскаля.

Урок 20. Почему на большой глубине пловец испытывает боль в ушах?

Давление в жидкости.

Урок 21. Атмосферное давление.(Как мы пьем? Сухим из

воды.).Измерение атмосферного давления.

Урок 22. Приборы для измерения давления.

Урок 23. Море, в котором нельзя утонуть? Плавание тел.

Урок 24. Плавание судов. Воздухоплавание.

Урок 25. Урок-игра. Обобщение.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (2ч.)

Урок26. Работа и мощность.

Урок 27. Энергия. Виды энергии.

Тема 6. Механические колебания и волны. Звук. (5ч.)

Урок 28. Колебания в природе, в быту и в технике.

Урок 29. Л.р. «Измерение периода колебаний».

Урок 30. Механические волны.

Урок 31Звук. Источники звука. Высота тона. Громкость звука.

Урок 32. Эхо со дна моря. Как разыскивать эхо. Методы измерения

расстоянии до тел солнечной системы.

Уроки 33-34. Резерв.

6класс (34ч)

Тема 1. Тепловые явления.(12ч)

Урок 1. Тепловое движение. Температура.

Урок 2. Л.р. Термометр. «Измерение температуры».

Урок 3. Почему при трении тела нагреваются? Внутренняя энергия и

способы ее изменения.

Урок 4. Теплопроводность.

Урок 5. Греет ли вуаль? Отчего при ветре холоднее? Конвекция.

Урок6.Почему Солнце греет? Излучение.

Урок7. Количество теплоты.

Урок 8. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Урок 9. Охлаждающие кувшины. Испарение.

Урок 10. Можно ли воду вскипятить снегом?

Урок 11. Двигатель внутреннего сгорания.

Урок 12. Урок-игра.

Тема 2. Электрические явления. (12ч.)

Урок 13. Откуда в облаках берется электричество молнии. Электризация

тел.

Урок 14. Проводники и непроводники электричества.

Урок 15. Как ученые догадались о строении атома?

Урок 16. Электрический ток.

Урок 17. Электрическая цепь и ее составные части.

Урок 18. Решение экспериментальных задач.

Урок 19. Способы соединения потребителей электрической энергии.

Урок20. Решение экспериментальных задач.

Урок 21. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Урок 22. Магнитное поле.

Урок23. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Как намагничивается сталь?

Урок 24. Исполинские электромагниты.

Тема 8. Световые явления. (7ч.)

Урок 25. Источники света. Распространение света.

Урок  26.   Почему   светит  Луна   и  другие  тела   солнечной   системы?

Отражение света.

Урок 27. От чего бывает радуга? Преломление света.

Урок 28. Как добыть огонь с помощью льда? Линзы.

Урок 29. Построение изображении, даваемые линзами.

Урок 30.Можно ли видеть зеркало. Плоское зеркало и его свойства.

Урок 31. Зрение тремя глазами. Глаз. Зрение. Очки.

Урок 33-34.Резерв

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Я.И.Перельман. Знаете ли вы физику.  – Д.:: ВАП. 1994.

2.Я.И.Перельман. Занимательная физика. – Д.: ВАП. 1994.

3.Ф.Б.Рабиза. Опыты без приборов. М.: Детская литература, 1998

4. И.Я.Ланина.100игр по физике. М.: Просвещение, 1995

5. Л.Генденштейн. Открываем законы механики. Харьков, ИМП «Рубикон», 1996

6. Дж.Уокер. Физический фейерверк. Издательство «Мир»,1989.

7.Уоллард Кети. Как и почему? М.: ННН, 1994

8. Л.Успенский. Фокусы. Загадки. Головоломки. М.: Сокол,1996

9. Р.Подольный. Нечто по имени ничкто. М.: Детская литература, 1987

Л.Гальперштейн. Забавная физика. М.: Детская литература, 1994.

 

Электронные пособия

1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (по всем темам курса физики за среднюю школу) .(DVD-R)

2. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела.Полный интерактивный курс физики.(более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.(CD-R)

3. Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия.Уроки физики Кирилла и Мефодия(7 -11классы) .(CD-R)

4. Живая физика.(CD-R)

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10CD- ROM) -2008

6. Курс видеоуроков по отдельным разделам физики(DVDдиски)

7. Физика. Библиотека наглядных пособий(7-11кл). Представляет собой мультимедиаобъекты, снабженную системой поиска.

8. Учебное электронное издание ФИЗИКА(7-11классы)Интерактивный курс физики, позволяет изучить разные разделы физики и астрономии.

9. Интерактивная энциклопедия – Открытая дверь в мир науки и техники.

10. Приоритетный национальный проект «Образование»

Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для общеобразовательных учреждений. Первая помощь 1.0.

Интернет ресурсы

 

1.  Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов

http://www.fcior.edu.ru/

 2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

 

 

Added By Plugin From Parameter - 529396

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4033 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!